|
Психологическая характеристика семьи
как малой социальной группы
Семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Как следует из определения, семья - сложное социально-психологическое явление. Можно выделить четыре наиболее распространённые её характеристики:
-
семья - ячейка общества, малая социальная группа с присущими ей групповыми (семейными) ценностями, традициями, настроениями и перспективами;
-
семья - важнейшая форма организации личного быта, это сфера удовлетворения индивидуальных потребностей и оциализации личности;
-
семья - супружеский союз, диада с присущими ей притязаниями и ожиданиями каждого из партнёров, в свою очередь являющихся носителями психологической поддержки на всех этапах её жизнедеятельности;
-
семья - многостороннее отношение с родственниками, своеобразным микросоциумом, важнейшими психологическими механизмами которого являются взаимопонимание, взаимодоверие и взаимопомощь.
Нравственно - психологическая подготовленность к браку означает воприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся:
-
готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнёру, будущим детям и ответственности за их поведение;
-
понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;
-
стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласование взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;
-
умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.
Эти требования реализуются в разных семьях в разной степени. Этот очевидный факт позволяет ввести понятие "способность к браку", предполагающее несколько слагаемых:
-
Это способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, активно делать добро.
-
Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т.е. "входить" в эмоциональный мир партнёра, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.
-
Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения.
-
Высокая этическая и психологическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.
Все эти способности являются показателями умения человека быстро изменять своё поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устйчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.
Рассматривая эти способности, можно сформулировать некоторые стереотипы отношений супругов, ведущих к стабилизации семьи:
-
реально смотреть на противоречия, возникающие на добрачной стадии;
-
не строить иллюзий и надежд на случай;
-
не избегать трудностей и не впадать в отчаяние;
-
познавать психологию партнёра;
-
знать цену мелочам;
-
быть терпимым, уметь упреждать желания и потребности партнёра;
-
контролировать своё поведение и речь;
-
иметь чувство меры;
-
осознавать причины и последствия неверности;
-
стремиться к единым подходам в воспитании детей.
Отмечая высокую значимость подготовленности каждой личности к браку, следует отметить, что прочность, судьба брака зависит от многих факторов.
Функции семьи на различных этапах её развития
Семья, как малая социальная группа, функционирует. Сфера деятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определённых потребностей её членов, называется функцией семьи.
Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой повторяющейся форме она удовлетворяет. среди важнейших можно выделить следующие функции:
-
репродуктивная функция;
-
воспитательная функция;
-
хозяйственно-бытовая функция;
-
функция психологической разрядки;
-
сексуальная функция;
-
защитная (социальная) функция;
-
материальная функция;
-
духовное общение.
Все названные функции не равны по объёму и ранохарактерны по своему содержанию. В то же время они составляют цельную социально-психологическую систему, в которой реализация любого её элемента тесно связана с качественными параметрами других.
Для каждого периода развития семьи характерны определённые функции всех членов семьи, внимание к этим функциям и их выполнение обеспечивает преемственность на всех стадиях развития семьи.
ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ И ФУНКЦИИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ:
Семья с ребёнком дошкольного возраста
Функции семьи и родителей
-
развитие интересов и потребностей ребёнка;
-
преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;
-
поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;
-
привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребёнка материальным затратам;
-
распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;
-
поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях;
-
дальнейшее развитие взаимоотношений в семье - открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы;
-
сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);
-
развитие отношений с родителями в связи с появлением ребёнка, выполнением ими новой роли;
-
выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей.
Фукнции ребёнка:
-
преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого;
-
привыкание к самостоятельности;
-
выполнение требований родителей по соблюдению чистоты;
-
приспособление к запретам со стороны родителей;
-
проявление интереса к товарищам по играм;
-
стремление быть как мама и папа.
Семья школьника
Функции семьи и родителей:
-
воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;
-
поддержка увлечений ребёнка;
-
дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);
-
забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;
-
сотрудничество с родителями других школьников.
Функции ребёнка:
-
получение навыков, необходимых для школьного образования;
-
стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;
-
постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;
-
включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;
-
знакомство с правилами поведения и моралью группы;
-
расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее чётко излагать свои мысли;
-
осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.
Семья с ребёнком старшего школьного возраста
Функции семьи и родителей:
-
передача ответственности, свободы действий ребёнку по мере его взросления и развития его самостоятельности;
-
подготовка к новому периоду жизни;
-
определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;
-
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
-
воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере - взрослого мужчины, любящего супруга, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);
-
понимание и принятие индивидуальностии ребёнка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Функции подростка:
-
положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;
-
прояснение для себя роли мужчины и женщины;
-
ощущение принадлежности к своему поколению;
-
достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;
-
выбор профессии, стремление к материальной независимости;
-
подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;
-
постепенное формирование собственного мировоззрения.
Семья с взрослым ребёнком, выходящим в мир
Функции родителей:
-
отрыв от взрослеющего ребёнка, способность отказаться от прежней власти над ним;
-
внушение ребёнку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;
-
создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в неё через брачные связи;
-
забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;
-
спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;
-
создание хороших отношений между собственной семьёй и семьёй взрослого ребёнка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.
Функции молодых:
-
осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки;
-
создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлимых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой);
-
положительное отношение к собственной сексуальности и её удовлетворение в отношениях с партнёром;
-
создание собственной системы ценностей, мировоззрения. своего уклада жизни;
-
знакомство с задачами развития партнёрских отношений при формировании семьи.
Тест-опросник родительского отношения.rar
| |