Сайт Резинковой Светланы Николаевны 

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Четверг, 02.05.2024, 17:23
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 37
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 
Психологическая характеристика семьи
как малой социальной группы
 
       Семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
       Как следует из определения, семья - сложное социально-психологическое явление. Можно выделить четыре наиболее распространённые её характеристики:
  • семья - ячейка общества, малая социальная группа с присущими ей групповыми (семейными) ценностями, традициями, настроениями и перспективами;
  • семья - важнейшая форма организации личного быта, это сфера удовлетворения индивидуальных потребностей и оциализации личности;
  • семья - супружеский союз, диада с присущими ей притязаниями и ожиданиями каждого из партнёров, в свою очередь являющихся носителями психологической поддержки на всех этапах её жизнедеятельности;
  • семья - многостороннее отношение с родственниками, своеобразным микросоциумом, важнейшими психологическими механизмами которого являются взаимопонимание, взаимодоверие и взаимопомощь.
              Нравственно - психологическая подготовленность к браку означает воприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся:
  • готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнёру, будущим детям и ответственности за их поведение;
  • понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;
  • стремление к повседневному общению и сотрудничеству,  согласование взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;
  • умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.
           Эти требования реализуются в разных семьях в разной степени. Этот очевидный факт позволяет  ввести понятие "способность к браку", предполагающее несколько слагаемых:
  1. Это способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, активно делать добро.
  2. Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т.е. "входить" в эмоциональный мир партнёра, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.
  3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения.
  4. Высокая этическая и психологическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.
                Все эти способности являются показателями умения человека быстро изменять своё поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устйчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.
                Рассматривая эти способности, можно сформулировать некоторые стереотипы отношений супругов, ведущих к стабилизации семьи:
  • реально смотреть на противоречия, возникающие на добрачной стадии;
  • не строить иллюзий и надежд на случай;
  • не избегать трудностей и не впадать в отчаяние;
  • познавать психологию партнёра;
  • знать цену мелочам;
  • быть терпимым, уметь упреждать желания и потребности партнёра;
  • контролировать своё поведение и речь;
  • иметь чувство меры;
  • осознавать причины и последствия неверности;
  • стремиться к единым подходам в воспитании детей.
           Отмечая высокую значимость подготовленности каждой личности к браку, следует отметить, что прочность, судьба брака зависит от многих факторов.
 
 
Функции семьи на различных этапах её развития
             Семья, как малая социальная группа, функционирует. Сфера деятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определённых потребностей её членов, называется функцией семьи.
             Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой повторяющейся форме она удовлетворяет. среди важнейших можно выделить следующие функции:
  • репродуктивная функция;
  • воспитательная функция;
  • хозяйственно-бытовая функция;
  • функция психологической разрядки;
  • сексуальная функция;
  • защитная (социальная) функция;
  • материальная функция;
  • духовное общение.   
              Все названные функции не равны по объёму и ранохарактерны по своему содержанию. В то же время они составляют цельную социально-психологическую систему, в которой реализация любого её элемента тесно связана с качественными параметрами других.
               Для каждого периода развития семьи характерны определённые функции всех членов семьи, внимание к этим функциям и их выполнение обеспечивает преемственность на всех стадиях развития семьи.
 
ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ И ФУНКЦИИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ:
Семья с ребёнком дошкольного возраста
Функции семьи и родителей
  • развитие интересов и потребностей ребёнка;
  • преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;
  • поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;
  • привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребёнка материальным затратам;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;
  • поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях;
  • дальнейшее развитие взаимоотношений в семье - открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы;
  • сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);
  • развитие отношений с родителями в связи с появлением ребёнка, выполнением ими новой роли;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей.
Фукнции ребёнка:
  • преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого;
  • привыкание к самостоятельности;
  • выполнение требований родителей по соблюдению чистоты;
  • приспособление к запретам со стороны родителей;
  • проявление интереса к товарищам по играм;
  • стремление быть как мама и папа.
Семья школьника
Функции семьи и родителей:
  • воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;
  • поддержка увлечений ребёнка;
  • дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);
  • забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;
  • сотрудничество с родителями других школьников.
Функции ребёнка:
  • получение навыков, необходимых для школьного образования;
  • стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;
  • постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;
  • включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;
  • знакомство с правилами поведения и моралью группы;
  • расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее чётко излагать свои мысли;
  • осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.
Семья с ребёнком старшего школьного возраста
Функции семьи и родителей:
  • передача ответственности, свободы действий ребёнку по мере его взросления и развития его самостоятельности;
  • подготовка к новому периоду жизни;
  • определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере - взрослого мужчины, любящего супруга, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);
  • понимание и принятие индивидуальностии ребёнка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Функции подростка:
  • положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;
  • прояснение для себя роли мужчины и женщины;
  • ощущение принадлежности к своему поколению;
  • достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;
  • выбор профессии, стремление к материальной независимости;
  • подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;
  • постепенное формирование собственного мировоззрения.
Семья с взрослым ребёнком, выходящим в мир
Функции родителей:
  • отрыв от взрослеющего ребёнка, способность отказаться от прежней власти над ним;
  • внушение ребёнку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;
  • создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в неё через брачные связи;
  • забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;
  • спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;
  • создание хороших отношений между собственной семьёй и семьёй взрослого ребёнка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.
Функции молодых:
  • осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки;
  • создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлимых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой);
  • положительное отношение к собственной сексуальности и её удовлетворение в отношениях с партнёром;
  • создание собственной системы ценностей, мировоззрения. своего уклада жизни;
  • знакомство с задачами развития партнёрских отношений при формировании семьи.

Тест-опросник родительского отношения.rar

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Полезные ссылки

    Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz